Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Костанай
Поиск

Проверка контрагента на благонадежность

Время чтения: ~5 мин.

Актуальность проверена: 21 . 03 . 2024

Эффективность сотрудничества с контрагентом зависит в том числе и от того, насколько благонадежным он является и какова его деловая репутация в бизнес-среде. Участились случаи, когда у налоговой инспекции возникают претензии к организации, поскольку она заключила сделку с недобросовестным контрагентом. Как следствие, расходы и вычеты по операциям с ним могут не приниматься ИФНС к учету, что увеличивает налоговую нагрузку добросовестного налогоплательщика.

В этой связи проверка контрагентов как до начала сотрудничества, так и в процессе - объективная необходимость, позволяющая компаниям обезопасить себя от претензий налоговой инспекции и дополнительных финансовых расходов. Проверять субъекты можно различными способами, которые в совокупности позволяют получить полную картину, отражающую деятельность потенциального или существующего контрагента.

Когда и зачем нужна проверка контрагента

Проверять контрагента нужно в самых разнообразных ситуациях, например, если:

  • сделка с ним осуществляется впервые. При проверке можно еще до заключения договора обнаружить подозрительные моменты и обезопасить себя от возможных проблем в будущем;
  • потенциальный контрагент недавно зарегистрировался. Новая компания не представляет особой опасности как контрагент, а вот работа с ней может таить в себе массу различных угроз и рисков;
  •  о контрагенте присутствует масса отрицательных отзывов. В некоторых ситуациях негативная информация о компании может распространяться конкурентами или недовольными работниками. Однако в большинстве случаев она характеризует сотрудничество с контрагентом как ненадежное и проблемное;
  • контрагент работает только по предоплате. В этом случае компания может столкнуться с тем, что заплатит деньги по договору, но поставки товара или выполнения работы не будет.

Проверка контрагента позволяет выявить, что компания не исполняет обязательства по договору, имеет проблемы с госструктурами, занимается мошенничеством или обналичиванием, находится на стадии ликвидации или банкротства, имеет долги по налогам и сборам, участвует в судебных разбирательствах и т.д. Полученные результаты оценки деятельности контрагента помогут обезопасить компанию от проблем с налоговой инспекцией, а также потерь времени и финансов.

Методы проверки контрагентов

Компания может проверить контрагентов несколькими способами, к которым относятся такие:

  • Запросить юридически значимые документы непосредственно у контрагента.

Как правило, к ним относятся устав, ОГРН и ИНН, копии которых могут предоставляться при заключении договора. Кроме того, имеет смысл попросить выписку из ЕГРЮЛ, а также справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

 рис1.jpg

Рис 1. Финансовый анализ предприятия контрагента в 1С:Контрагент

Если намечается достаточно крупная сделка, можно также попросить предоставить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, стоимости основных средств, репутации в бизнес-среде, опыте функционирования на рынке. Такие сведения помогут подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность и заранее проверила своего контрагента. Отметим, что данные документы не являются обязательными к предоставлению, однако позволят подтвердить серьезность намерений по проводимой сделке.

Первая группа документов позволяет установить, как в общем ведется деятельность у контрагента и есть ли у него какие-то серьезные проблемы по взаимодействию с государством. Вторая группа документов предназначена скорее для того, чтобы можно было удостовериться в возможности контрагента исполнять обязательства по заключенному договору.

Совет! При получении выписки из ЕГРЮЛ от самого контрагента целесообразно проверить информацию по ней, размещенную на сайте ФНС. Недобросовестные бизнесмены могут подделывать этот документ.

Воспользоваться сервисом ФНС.

При использовании онлайн сервисов ФНС можно получить такую информацию:
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • о ликвидации или банкротстве организации;
  • об исключении недействующей компании;
  • об отсутствии в составе исполнительного органа компании дисквалифицированных лиц;
  • о несоответствии юридического и фактического адресов контрагента.

Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов контрагента не является причиной для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Однако такое несовпадение, а также массовость юридического адреса могут стать основанием для исключения контрагента из ЕГРЮЛ.

      Проверить картотеку арбитражных дел.

Такое действие позволит узнать, участвует ли контрагент в каких-либо судебных разбирательствах. Эта информация дает возможность определить, как часто компания является истцом или ответчиком в суде, а также какова суть исковых претензий.

  • Узнать, не проходит ли контрагент процедуру банкротства.

Если контрагент находится на стадии банкротства, то, естественно, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.

  • Проверить наличие действующей лицензии.

Если деятельность осуществляется контрагентом без действующей лицензии, то она считается незаконной, а сама компания - недобросовестной.

  • Изучить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность контрагента.

Эту документацию можно получить как от самого контрагента, так и из Росстата. Отчетность позволит ознакомиться с показателями деятельности компании и определить ее финансовые возможности по исполнению условий договора.

На что обратить особое внимание при проверке контрагента

 Особыми сигналами ненадежности контрагента могут служить такие моменты:

  • компания отказывается предоставлять копии юридически значимой документации, например, устава, ИНН или ОГРН;
  • коды ОКВЭД, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, не соответствуют фактической деятельности контрагента;
  • число кодов ОКВЭД превышает разумное количество, и при этом они достаточно разнообразны и относятся к совершенно разным сферам деятельности;
  • имеется информация о недостоверности юридического адреса или сведений о директоре;
  • организация не имеет сотрудников;
  • контрагент часто участвует в судебных разбирательствах;
  • проводятся операции, нетипичные для деятельности предприятия;
  • компания сдает нулевую или убыточную отчетность;
  • контрагент имеет серьезную задолженность по налогам и сборам.

Важно! Если уже на первоначальном этапе имеются серьезные сомнения в надежности контрагента, имеет смысл отказаться от сотрудничества с ним, даже если он предлагает хорошие условия и перспективы.

Электронные сервисы для проверки контрагента

 Для проверки контрагента на надежность и добросовестность можно использовать такие сервисы:

  • заказать выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС;
  • заказать выписку из ЕГРН на сайте Росреестра;
  • проверить сведения через сервис «Прозрачный бизнес»;
  • проверить юридический адрес на массовость;
  • проверить директора на дисквалификацию;
  • узнать задолженность по налогам и сборам или сдаче отчетности;
  • проверить включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • узнать о банкротстве через Федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • проверить на исключение из ЕГРЮЛ в журнале "Вестник государственной регистрации";
  • поискать в базе судебных приставов;
  • проверить в картотеке арбитражных дел;
  • определить действительность лицензии на сайтах лицензирующих органов;
  • проверить действительность паспорта руководителя на сайте МВД;
  • уточнить действительность доверенности на сайте Федеральной нотариальной палаты;
  • проверить добросовестность контрагента на сайте госзакупок.

Как видите, проверка контрагента — это очень трудоемкое занятие. Вам предстоит сделать проверку более чем в 10 сервисах. Но, можно сделать всё гораздо проще!

1СПАРК Риски – сервис для оценки надежности и мониторинга контрагентов в 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и сокращении налоговых рисков. С помощью всего лишь одной программы вы сможете проверять контрагента во всех источниках информации:

 рис2.jpg

Рис 2. Основные источники информации 1СПАРК Риски

Заключение

Чем обширнее информация будет получена по контрагенту, тем больше шансов найти какие-либо негативные моменты, которые способны повлиять на деятельность компании. Организация проверяет контрагента на добросовестность не столько для госорганов, сколько для себя, чтобы обезопаситься от рисков и финансовых потерь.

 рис3.jpg

Рис. 3 Оценка риска в 1СПАРК Риски

Закажите БЕСПЛАТНЫЙ демо-доступ к сервису 1СПАРК Риски сроком на 7 дней для изучения всех возможностей. Обезопасьте себя от сотрудничества с недобросовестными контрагентами!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Статьи на тему 1С:Контрагент

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста