Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Костанай
Поиск

Закредитованность среднего и малого бизнеса

Время чтения: ~5 мин.

Актуальность проверена: 28 . 04 . 2024

Современные экономические условия таковы, что у многих субъектов малого и среднего бизнеса наблюдается нехватка свободных денежных средств для осуществления или развития деятельности. Это связано с падением покупательской способности клиентов, серьезной задолженностью контрагентов, большой налоговой нагрузкой компаний, ростом дебиторской задолженности, повышением цен и т.д.

В этой ситуации хозяйствующим субъектам приходится обращаться за финансовой поддержкой в кредитные организации. Во многих случаях она является достаточно дорогой, поскольку мелкие и средние компании не могут участвовать в программах льготного кредитования. В связи с таким развитием событий уровень закредитованности субъектов достаточно высокий, что вынуждает их проводить процедуру банкротства или уходить в теневой сектор экономики.

В чем заключается проблема?

Для нормального ведения деятельности компаниям нужны свободные финансовые ресурсы, которые остаются после осуществления всех текущих расходов (оплаты ТМЦ, выплаты зарплаты, уплаты налогов и сборов и т.д.). Если денег не хватает, предприниматели обращаются в банки для получения кредитов, которые используются для финансирования текущей деятельности либо ее дальнейшего развития.

Поскольку ситуация аналогична для многих субъектов, перетоки финансовых ресурсов из одной компании в другую существенно сократились в объеме. По статистике Центробанка РФ, за последние 10 лет объем займов, полученных субъектами малого предпринимательства, существенно возрос. Связан этот момент в первую очередь с тем, что контрагенты потеряли способность оплачивать задолженность, а также многие из них  ликвидировались или обанкротились.

Кредитные средства могли бы некоторым образом улучшить финансовое положение многих компаний, если бы они предлагались на выгодных условиях. На данный момент существуют льготные программы кредитования с более низкими процентами, однако они доступны далеко не всем предпринимателям.

Проблема заключается в том, что кредиты с льготными условиями:

  • предлагаются организациям по конкретным видам деятельности - сельское хозяйство, транспорт, связь, общественное питание, внутренний туризм и др. Не каждая компания соответствует отбору по этому критерию;
  • доступны не субъектам малого предпринимательства, а игрокам более высокого уровня. По условиям многих программ заемщик не должен иметь проблем с ликвидностью и платежеспособностью, отчетностью в ИФНС, официальным декларированием доходов. Если малый и средний бизнес берет заем на текущую деятельность, то у него уже наблюдаются проблемы с платежеспособностью, а потому в льготном кредитовании ему могут отказать;
  • могут обеспечиваться государственной поддержкой, доступной не всем. Как правило, она предоставляется компаниям, которые длительное время функционируют на рынке, участвуют в госзакупках и торгах, имеют дополнительные финансовые ресурсы и весьма серьезную деловую репутацию. Малые и средние организации (и в особенности вновь созданные) не соответствуют данному критерию, а потому не могут рассчитывать на льготный кредит с господдержкой.

В такой ситуации субъектам малого предпринимательства приходится брать кредиты на более "дорогих" условиях. В этом случае их финансовая нагрузка возрастает, поскольку нужно оплачивать не только текущие счета, но и обслуживание кредита. В конечном счете, их закредитованность серьезно возрастает, и компаниям приходится проводить процедуру банкротства или уходить в теневой сектор.

 

Какой выход нашли предприниматели?

В связи с нехваткой денежных средств и серьезной закредитованностью предприниматели используют несколько вариантов решения проблемы:

  • проводят процедуру ликвидации или банкротства. При этом кредиторы имеют право на погашение задолженности в судебном порядке. Однако если у компании нет средств на ведение текущей деятельности, а также какого-либо имущества, кредиторы не смогут вернуть долги. При этом финансовые потери несут разные субъекты - сотрудники не получают зарплату, банки не возвращают кредиты, контрагенты не получают оплату за товары или услуги, государство не получает налоги;
  • проводят процедуру поглощения более крупной компанией. В этом случае деятельность организации также прекращается, а имущество переводится в компанию, поглотившую ее. Если процедура поглощения будет постоянной, а новые компании не будут создаваться, то в конечном итоге будет создана монополистическая экономика с присутствием одной компании-монополиста по каждому направлению деятельности. В этом случае она будет диктовать свои условия и цены, на которые невозможно будет повлиять;
  • уходят с рынка в теневой сектор экономики. Это означает, что компании используют серые или даже черные схемы ведения бизнеса. Наиболее яркими примерами являются выплата зарплаты "в конвертах" и уход от уплаты налогов и сборов. В этом случае также нарушаются права работников, регламентированные трудовым законодательством, а в бюджет не поступают налоговые отчисления.

Если первые два варианта могут соответствовать нормам законодательства, то третий таит в себе множество рисков, в основном связанных с административной и уголовной ответственностью. Кроме того, существует серьезный риск длительных судебных разбирательств, дисквалификации директоров, снижения деловой репутации, исключения из ЕГРЮЛ, начисления штрафных санкций и т.д. Однако работать по белым схемам компании не могут, поскольку не имеют для этого необходимых финансовых возможностей.

Вы уверены, что ваши контрагенты сейчас в благонадежном состоянии и не обанкротятся в ближайшее время? Участились случаи, когда у налоговой инспекции возникают претензии к организации, поскольку она заключила сделку с недобросовестным контрагентом. О том как проверить контрагента перед заключением сделки читайте в нашем материале - Проверка контрагента на благонадежность.

Снижение закредитованности и исключение ухода в тень

Для решения проблемы требуется серьезная аналитическая работа со стороны государства, а также разработка плана мероприятий по снижению уровня закредитованности субъектов. Законодатели и компании должны услышать друг друга, вместе выявить особо острые проблемы и разработать варианты их решения. Закредитованность в данный момент является следствием серьезных проблем, которые наблюдаются в том числе из-за постоянно меняющегося законодательства.

 Пока государство и предприниматели не найдут компромисс, будут существовать серьезные проблемы:

  • в теневом секторе экономики будет работать много компаний;
  • в бюджет не будут поступать налоги и сборы;
  • компании и их директора или собственники будут подвергаться риску административной и уголовной ответственности;
  • трудовые права работников будут нарушаться.

Заключение

Для решения конфликта интересов государству следует обратить внимание на изменения в законодательстве, предоставление возможности использовать льготные программы кредитования, оказывать финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства, помогать с повышением финансовой и правовой грамотности предпринимателей.

Данный процесс - не одномоментный, требующий серьезных затрат ресурсов, в том числе денег, времени, усилий на анализ ситуации, а также разработку и внедрение плана мероприятий.

Сервис «1СПАРК Риски» поможет Вам правильно принять решение о сотрудничестве и минимизации налоговых рисков.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста