Как будет работать ЕГАИС 3.0
Автор – Полина Хомякова, руководитель отдела продвижения
автоматизации торговли, компания «Первый БИТ».
- Что из себя представляет ЕГАИС 3.0 и какие технические изменения будут введены в 2018 году.
- Сроки, в которые нужно перейти на помарочный учёт.
- Методология ведения остатков в ЕГАИС, и почему их важно привести в порядок до перехода на помарочный учёт.
Что из себя представляет ЕГАИС 3.0 и какие технические изменения будут введены в 2018 году
С 1 марта 2018 года вводится помарочный учёт в ЕГАИС. Для этого выходит обновление универсального транспортного модуля (УТМ) до версии 3. УТМ 3 версии не будет принимать товарно-транспортные накладные (ТТН) старого формата на алкогольную продукцию, маркируемую акцизными или федеральными специальными марками. Формат учёта немаркируемой продукции (пиво, сидр и пр.) остаётся без изменений. Накладные приходят в старом формате и принимаются УТМ 3.0.
Изменения затрагивают именно маркируемую продукцию. Теперь в каждой ТТН будут указываться номера каждой акцизной марки, отгруженной производителем или оптовиком. Так же будут присылаться штрихкоды транспортных упаковок - это коробки или паллеты, в которых будут указаны марки, находящиеся внутри.
Таким образом, у Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка будет своя база акцизных марок, которые участвуют в обороте.
Задачи этих нововведений связаны с тем, что по итогам двух лет работы ЕГАИС в опте и рознице оказалось, что одни и те же марки находятся у нескольких организаций одновременно и отследить, откуда они пришли, практически невозможно. Помарочный учёт позволит отследить путь каждой бутылки от производителя до конечного покупателя.
Для упрощения учёта производители и дистрибьюторы могут маркировать коробки или паллеты штрихкодом, в который закодированы все марки, которые содержатся внутри. Ритейлеры и оптовики могут запросить у поставщиков типы этих кодов и дописать свою программу для ускорения приёмки. Единой методики маркировки нет, поэтому придётся совмещать несколько. Учёт коробок и паллет призван упростить учёт, но не является обязательным. Его будут использовать, скорее всего, только крупные федеральные сети, так как программы потребуют серьезных доработок и поддержания работоспособности этих доработок.
В ТТН в обязательном порядке будут указаны все марки, которые привёз поставщик. Если продающая сеть подтверждает ТТН, значит, она подтверждает и получение каждой конкретной марки маркируемого алкоголя.
С технической точки зрения это будет происходить следующим образом. Сейчас в ЕГАИС существует два регистра. Продукция находится либо на одном, либо на другом регистре. В новой версии второго регистра для маркируемой алкогольной продукции существовать не будет, он останется только для немаркирумемой продукции – это пиво, сидр и прочее, как я говорила выше.
Для помарочного учёта вводится третий регистр, в котором продукция будет храниться в разрезе марок. Этот регистр будет дополнять первый. То есть одна и та же продукция будет находиться как на первом, так и на третьем регистрах. На первом - в разрезах партий, а на третьем – в разрезе штрихкодов. При этом общее количество на первом и третьем регистрах должны сходиться. Если на первом регистре числится продукция, а на третьем её нет, такую ситуацию нужно исправить в течение 30 календарных дней. Иначе вся партия такой продукции заблокируется и будет недоступна для продажи. Это касается только того алкоголя, который пришел помарочно. Алкоголь, который был принят партионно, может не отображаться на регистре №3.
Сроки, в которые нужно перейти на помарочный учёт
С 15 января появилась возможность перехода на УТМ 3 версии. До 1 марта переход на 3 версию осуществляется в добровольном порядке, а с 1 марта все организации обязаны перейти на 3 версию УТМ, но все бутылки будут приходить помарочно с 1 июля. Рассмотрим этапы подробнее.
- С 15 января появилась возможность перехода на новый формат УТМ. Возможно, кто-то из поставщиков уже перешёл на этот формат и присылает ТТН нового формата.
- С 1 марта в принудительном порядке все УТМ обновятся до формата 3.0, и используемая программа ритейлеров не будет обновлена, то они принципе не смогут работать с ЕГАИС. Поэтому все обновления нужно сделать до 1 марта 2018 года.
Все оптовики и производители должны будут отправлять ритейлу ТТН нового формата, но они могут указывать в них неполное количество марок.
Для организаций общественного питания и других при вскрытии тары актуален вопрос проведения операций списания. Продукцию, которую организация приняла раньше партионно, можно списать с первого регистра без указания акцизной марки, но нужно будет указать номера справок 1 и 2. Со второго регистра списывать маркируемую продукцию уже нельзя. Второй регистр будет существовать только для пива и других немаркируемых алкогольных напитков.
- С 1 июля все ТТН будут приходить исключительно помарочно. Будут перечислены все марки, которые были отправлены производителем или оптовиком. Только немаркированная продукция будет приходить по-старому. Все операции по списанию и постановке на баланс должны проводиться с указанием акцизной марки даже для той продукции, которая пришла к вам партионно. Будет включён контроль расхождений по партиям и акцизным маркам. Если на кассе будет продана марка, которая не числилась в приходе по ЕГАИС, нужно будет искать, откуда расхождение. Если в течение 30 дней это расхождение не будет найдено, то вся партия продукции может быть заблокирована для продажи. Значит, нужно проверять каждую бутылку.
Методология ведения остатков в ЕГАИС, и почему их важно привести в порядок до перехода на помарочный учёт
Приведём пример. Поставщик отгрузил в магазин 1 и магазин 2 по 50 бутылок и 50 марок одинаковой продукции. При отгрузке была перепутана 1 марка. В магазин 1 пришла марка бутылки, которая по факту была отгружена в магазин 2. И наоборот. При продаже на кассе этот пересорт будет обнаружен. Марка 1 пробьется на кассе, но в ЕГАИС появится расхождение, которое нужно ликвидировать. Марка 1 встанет на остаток как дополнительная единица продукции, и ее нужно будет списать пересортом. Теперь нужно найти ту акцизную марку, которая была по ошибке отправлена в другой магазин. Нужно отсканировать все бутылки из партии и найти марку, для которой не нашлось бутылки. После этого необходимо сделать запрос в ФС РАР на списание проданной акцизной марки и той акцизной марки, от которой нет бутылки. ФС РАР даёт добро только в том случае, если проданная марка ранее не продавалась или не списывалась другой организацией.
Что делать?
- Если ритейл пользуется самописной программой, нужно или дописать функционал используемой программы или переходить на другую.
- Если программа поддерживает новый формат, то необходимо обновить её до последней версии.
- Купить 2D оборудование для контроля марок.
- Свести остатки в ЕГАИС, пока существует второй регистр, и не нужно делать списания помарочно.
Самое бюджетное решение – это подключить к программе 2D сканер штрихкодов и с его помощью проверять каждую марку. Минусы в том, что у сканера есть провод, и с ним не очень удобно ходить по складу, бутылки нужно подносить к компьютеру. Если приходит до 10 коробок в неделю, это решение может подойти. Если больше, то это будет уже проблематично.
Самое удобное и быстрое устройство для контроля бутылок – это терминал сбора данных (ТСД), в который загружается ТТН из ЕГАИС и далее в любом удобном месте – будь то склад или даже машина, которая привезла товар - проверяются акцизные марки. На коробку из 20 бутылок уходит около двух минут. Для корректной работы на ТСД должно быть установлено специализированное программное обеспечение.
Следующий этап – это свести остатки в ЕГАИС. Это нужно сделать строго до 1 марта! Иначе потом процесс может значительно усложниться. Контроль остатков был введен 1 октября 2016 года. Тогда нужно было списать излишек продукции, а те бутылки, которые не числились в ЕГАИС, поставить на баланс. Списание и постановка на баланс сейчас возможна с первого и второго регистра. С 1 марта будет возможно только с первого регистра, а с 1 июля - только с указанием акцизных марок. Со второго регистра гораздо проще делать списание, так как нужно указать только наименование продукции и алкокод. Для списания с первого регистра, кроме наименования и алкокода, нужно указать номера справок 1 и 2.
Каков вывод? Ритейлу не стоит тянуть с выравниванием остатков, а сделать это оперативно до 1 марта, потому как некорректное ведение учета в ЕГАИС грозит штрафами. Если в организации нет IT-специалиста, который может сравнять остатки и перевести организацию на помарочный учёт, стоит обратиться к компаниям, оказывающим такие услуги. Среди них – «Первый БИТ», с ЕГАИС компания работает с самого его появления. Компания предлагает не просто приобретение программ и оборудования, но и профессиональную консультацию по внедрению ЕГАИС и работе в системе. Систематически эксперты «Первого БИТа» и приглашённые спикеры проводят обучающие семинары по различным ключевым аспектам работы с ЕГАИС. На данный момент «Первый БИТ» подключил к ЕГАИС уже более 3500 клиентов.