Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Костанай
Поиск

Финансовый анализ строительной организации

Время чтения: ~5 мин.

Актуальность проверена: 18 . 11 . 2024

Финансовое состояние строительной организации оценивается по целому комплексу критериев, зависящих от особенностей и длительности процесса возведения строений. Применительно к строительной компании можно говорить про некоторые особенности проведения финансового анализа, речь о которых пойдет ниже.

Особенности организации финансов в сфере строительства

Основа отношений в процессе возведения новых зданий – это договор между подрядчиком и заказчиком, для которого выполняются предусмотренные договором и проектом работы. Перед началом физических работ на площадке составляется общая смета стоимости всего комплекса необходимых материалов, экспертиз, объем средств для оплаты труда людям и т.д. По условиям договора часть средств перечисляется сразу, также финансирование идет на протяжении выполнения обязательств, а финальный расчет – по факту сдачи объекта заказчика. Из-за длительности периода возведения объекта у застройщика должен быть значительный резерв оборотных средств, которые он сможет тратить на потребности.

Выделяют четыре основных особенности финансов строительства:

  • значительная часть валового продукта отвлекается от личного использования и возможности применения для пополнения оборотного баланса с целью расширенного воспроизведения основных фондов;
  • выручка от выполнения заказа распределяется между генеральным подрядчиком и компаниями, выполнявшими отдельные участки работ (например, подведение водопровода, электрификация и т.д.);
  • нет необходимости в транспортировке конечного продукта. Он неделим;
  • фонды накопления и возмещения имеют свойство материализовываться в процессе незавершенного строительства;
  • проводится кругооборот средств. Сначала они вкладываются в строительство, а затем возвращаются в виде новых основных фондов.

Как оценить финансовое состояние строительной организации

Финансовое состояние любого предприятия зависит от наличия и размещения активов. В качестве источников формирования активов выступают пассивы.

Виды активов в строительном бизнесе и других отраслях экономики разделяются по ликвидности, то есть возможности их преобразования в денежные средства для наличного или безналичного расчета:

  • наиболее ликвидные (1): средства на счетах и финансовые обязательства на короткий период;
  • быстро реализуемые (2): оборотные средства и дебиторская задолженность, срок которой по погашению не более 12 месяцев с момента возникновения;
  • активы, которые реализуются медленно: объекты незавершенного строительства, материальные запасы, финансовые вложения на длительные периоды и т.д;
  • наименее ликвидные активы: внеоборотные средства, основной капитал, нематериальные запасы.

Вторая составляющая баланса - пассивы. Их также 4 структурных элемента:

  • срочные: векселя к уплате, кредиторская задолженность перед партнерами, бюджетные и страховые платежи;
  • краткосрочные обязательства: кредиты и другие виды займов;
  • долгосрочные финансовые гарантии перед другими субъектами;
  • постоянные пассивы: капитал, резервный и накопительный фонд, другие гарантии.

Хороший показатель ликвидности капитала, если первые три вида активов превышают аналогичные показатели по пассивам, а четвертый показатель по активам меньше, чем по пассивам.

Первое соотношение – это коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает показатель оперативной задолженности перед партнерами, бюджетами, которую компания может без проблем погасить в ближайшие дни. Стандарт показателя – от 20 до 30%.

Коэффициент промежуточного покрытия показывает размер задолженности, которую предприятие может погасить за счет наличных средств на конкретный момент и поступлений, которые поступят в ближайший период.

Третий показатель – это соотношение оперативных активов и обязательств краткосрочного характера. Нормальный показатель колеблется в диапазоне от 1 до 3.

Основные показатели, используемые при проведении финансового анализа

Рентабельность также является важным параметром, который влияет на финансовые показатели строительной организации. Выделяют виды показателя:

  • по продажам. Для расчета берется балансовая стоимость и делится на размер выручки компании в процессе продажи квартир в построенном объекте или передачи полноценного комплекса заказчику;
  • собственного капитала (размер прибыли на 1 рубль инвестиционных вложений в развитие компании);
  • капитала. Для получения показателя размер чистой прибыли компании надо поделить на среднегодовую стоимость капитала;
  • текущих активов. Чистая прибыль делится на стоимость оборотных активов и получается необходимый результат.

Особенности финансов строительной организации таковы, что для определения финансовой стабильности компании применяются также следующие коэффициенты:

  • финансовой независимости. Норма – более 50%. Показатель отображает количество собственных средств компании в общем бюджете строительства;
  • соотношение собственных и заемных средств в 1 рубле, который вложен в строительство;
  • долгосрочного привлечения заемных средств. Сравнивается с количеством собственных денег, которые компания вложила в проект;
  • маневренности (какая часть СК направляется на пополнение ОК).

Как контролировать финансовые показатели строительной компании

Финансовая стабильность компании в настоящем и планируемом будущем – это основа завершения проектов в сроки. Люди вовремя смогут заехать в квартиры, спортивные арены начнут принимать соревнования по утвержденному ранее графику, школы – примут учеников для получения ими образования, а новые заводы – это рабочие места, развитие экономики и поступление средств в бюджет.

Решение БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Казначейство и бюджетирование даст возможность:

  • формировать бюджет компании в плане получения доходов, проведения расходов;
  • делать планирование по горизонтальному и вертикальному принципу;
  • регистрировать платежи;
  • организовывать выполнение финансовыми составляющими контрактов с партнерами;
  • проводить анализ финансового состояния компании в соотношении плана и реального факта.

Существует 2 версии программы по функционалу: Стандарт и ПРОФ. В первом варианте для пользователей доступны следующие опции:

  • формирование и управление бюджетом движения денег в компании с применением стандартных статей баланса, классификаторов финансовой деятельности;
  • ведение базы договоров и контрагентов;
  • обработка заявок на расход средств (прием, сравнение с внесенным в программу планом и оплата счетов);
  • формирование отчетности в режиме реального времени;
  • автоматизация календаря платежей;
  • формирование реального графика проведения платежей по внесенным в программу контрактам, чтобы не возникало сбоев и просрочек.

В расширенной версии также доступны дополнительные функции:

  • создание отчетности в виде бланков единого формата;
  • актуализация бюджета в режиме реального времени с учетом новых контрактов и внесения изменений в старые;
  • более широкие возможности для финансового планирования;
  • получение отчетности по плановым и фактическим показателям с максимальной детализацией до отдельной проводки.

Строительная компания ООО «Евроинвест Девелопмент» осуществляет деятельность в сфере строительства жилой и коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Входит в состав инвестиционной компании «Euroinvest». С запуском нового проекта появились сложности контроля над доходами и расходами, анализ текущего финансового состояния стал чрезмерно трудоемким. Специалисты тратили много времени на консолидацию данных из разных систем, при этом могли возникать ошибки.

Внедрение решения «Казначейство и бюджетирование» позволило компании:

  1. Создана система бюджетирования сметы проекта для контроля исполнения и соответствия заданным параметрам доходности.
  2. Реализована возможность представления отчетных форм в банки и комитеты по нетиповым формам отчета.
  3. Обеспечено оперативное получение управленческих данных, включая движение денежных средств.
  4. Внедрен план-фактный анализ доходов и расходов по объектам строительства.

Еще больше кейсов вы сможете увидеть в записи нашего вебинара по управленческому, финансовому учету и бюджетированию в строительстве.

Таким образом, использование решения БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Казначейство и бюджетирование позволит оперативно реагировать на все вызовы, грамотно планировать деятельность компании и обеспечивать устойчивость финансового состояния и развития.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение