Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Костанай
Поиск

Антикризисные меры в отчетности за 9 месяцев 2020г.

Время чтения: ~13 мин.

Актуальность проверена: 01 . 04 . 2024

Наступает период представления отчетности за 9 мес. 2020 г. При ее формировании нужно обратить особое внимание на антикризисные меры, отраженные в законодательстве в связи с распространением коронавирусной инфекции. 

Перенос сроков представления отчетности

Ранее чиновники приняли решение о переносе сроков представления отчетности в связи с распространением коронавируса - Постановление Правительства от 02.04.2020 г. № 409. Этот момент относился к отчетам за 2019 г. и за 1 квартал 2020 г.

К примеру, сроки представления налоговых расчетов за 2019 г. были перенесены с марта-апреля на июнь-июль. Что касается расчетов за 1 квартал 2020 г., то их сроки были перенесены с марта-мая на май-август.

К текущему моменту налогоплательщики должны исполнить свою обязанность по передаче отчетов в ИФНС. Переносов иных сроков по расчетам не предусмотрено, а потому отчетность за 9 мес. 2020 г. нужно сдавать в обычные сроки согласно требованиям законодательства.

Срок передачи отчетности за 9 мес. 2020 г. переносится в том случае, если он приходится на выходной день. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в этом случае крайняя дата представления расчетов переносится на первый следующий за ней рабочий день. Если срок передачи отчетов приходится на стандартный рабочий день, он не переносится - отчеты сдаются в обычном режиме.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%. Для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Удаленно за 1 час 2000 ₽ 4000 ₽
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Освобождение от налоговых обязательств за 2 квартал 2020г.

Согласно Федеральному закону от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ, налогоплательщики, ведущие деятельность в отраслях, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, освобождены от перечисления налоговых платежей за 2 квартал 2020 г. Кроме того, с них сняли обязанность уплачивать страхвзносы за апрель-июнь 2020 г. Исключение при этом касалось НДС и НДФЛ - хозяйствующие субъекты не освобождались от уплаты этих налогов.

При этом нужно учесть, что даже при освобождении от налогов за 2 квартал 2020 г. хозяйствующий субъект был обязан сдать отчетность по ним. Они рассчитывались и фиксировались в налоговых декларациях в обычном порядке и в полном объеме.

После того как налогоплательщики сдавали отчетность за 2 квартал 2020 г., ИФНС самостоятельно исключала суммы начисленных налогов из своей электронной базы. Кроме того, она направляла налогоплательщикам уведомление о том, что сумма по налоговой декларации уплате не подлежит.

Что касается отчетности за 9 мес. 2020 г., то в правилах ее сдачи ничего не изменилось. Исчисленные за этот период налоги указываются в отчетности в полной мере и уплачиваются в установленные законом сроки, поскольку чиновники в этой ситуации освобождение не предусмотрели.

На основании Федерального закона от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ годовые декларации по транспорту и земле, а также квартальные декларации по имуществу были отменены. Однако если компания ликвидируется или реорганизуется, то отчетность представлять нужно, и при этом следует ориентироваться на рекомендации, которые ФНС обозначила в Письме от 10.06.2020 г. № БС-4-21/9576@.

К примеру, компания освобождена от уплаты налога на транспорт за 2 квартал 2020 г. Тогда в декларации нужно указать следующую информацию:

  • в разд. 2 в первой части показателя по стр. 240 поставить соответствующую кодировку налоговой льготы (10201, 10202, 10203, 10204);
  • в разд. 2 во второй части показателя поставить нули, а по стр. 250 указать величину налоговой льготы в рублях.

Таким же образом необходимо действовать при заполнении декларации по земле.

При заполнении декларации по имуществу компания, которая реорганизуется или ликвидируется, указывает такую информацию:

  • в разд. 2 в первой части показателя по стр. 230 ставится соответствующая кодировка налоговой льготы (2010501, 2010502, 2010503, 2010504);
  • в разд. 2 во второй части показателя по стр. 240 ставится рассчитанная сумма аванса по налогу на имущество за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 г.

Как видно, для указания налоговых льгот используются специальные коды, расшифровка которых указана в приложении к Письму ФНС от 10.06.2020 г. № БС-4-21/9576@.

Отсрочка по перечислению бюджетных платежей

В соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2020 г. № 409, юридические лица и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях, вправе применить отсрочку по уплате налогов и страхвзносов. Воспользовавшись ею, налогоплательщики вправе заплатить обязательные платежи в бюджет в более поздние сроки без начисления каких-либо штрафов.

Таким правом могут воспользоваться не только компании и ИП, которые ведут деятельность в отраслях, пострадавших из-за коронавируса, но и арендодатели, которые предоставили отсрочку по уплате арендных платежей, а также социально ориентированные организации.

Данные налогоплательщики вправе использовать отсрочку, если их доходы снизились больше чем на 10% или же они получили убыток согласно декларации по налогу на прибыль за 2020 г. Условием при этом является отсутствие убытка в 2019 г.

Внимание! Таким видом отсрочки не могут воспользоваться налоговые агенты, а потому она не относится к НДФЛ, о чем ФНС указала в Письме от 23.06.2020 г. № СД-18-13/1034@. Кроме того, отсрочка не действует в отношении НДС, НДПИ, налога на допдоход от добычи углеводородного сырья и акцизы.

Для использования отсрочки налогоплательщик должен отправить в ИФНС заявление по особой форме в срок до 1 декабря 2020 г. К нему прикладывается специальные документы - обязательство о соблюдении условий отсрочки и график погашения задолженности.

Новыми правилами устанавливается возможность изменить сроки перечисления налоговых платежей на период от 3-х мес. до 5-ти лет. Конкретный срок переноса обязанности по уплате налога зависит от того, на какой размер снизился доход налогоплательщика. К примеру, если на 50%, то уплату налогов можно отсрочить на 1 год, а если на 30%, то отсрочка предоставляется на 9 мес.

Предоставляемая отсрочка касается не только налогов и стандартных взносов на ОПС, ОМС и ОСС, но также и страховых взносов "на травматизм". Ее можно получить через отделение ФСС, в котором зарегистрирован работодатель, для чего подается специальное заявление. В нем указывается срок уплаты страхвзносов, их размер, а также срок отсрочки, который предоставлен налоговиками. Дополнительно к заявлению прикладывается копия решения налоговой инспекции о предоставлении права использовать отсрочку.

Внимание! Если работодатель получил отсрочку по уплате налогов или страховых взносов, это не снимает с него обязанности формировать отчетность в общеустановленном порядке и представлять ее в контролирующие органы.

Уменьшение страхвзносов за работников

Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ, работодатели, относящиеся к субъектам СМП, вправе использовать сниженные ставки по страховым взносам с выплат в пользу физлиц при превышении МРОТ. Таким правом можно пользоваться до 31 декабря 2020 г., и этот момент нужно учесть при формировании отчетности за 9 мес. 2020 г.

Согласно введенным изменениям, с выплат в части, не превышающей МРОТ, страхвзносы рассчитываются по обычным ставкам:

  •  22% на ОПС;
  • 5,1% на ОМС;
  • 2,9% на ОСС на случай нетрудоспособности и материнства.

С выплат в части превышения МРОТ страхвзносы рассчитываются по льготным ставкам:

  • 10% - на ОПС (независимо от превышения предельной базы для расчета);
  • 5% - на ОМС;
  • 0% - на ОСС на случай нетрудоспособности и материнства.

В Письме от 29.04.2020 г. № БС-4-11/7300@ налоговики пояснили, что работодатели вправе применить льготные ставки по страхвзносам с 1-го числа месяца, в котором они включены в реестр СМП, однако не раньше 1 апреля 2020 г.

Снижение страхвзносов ИП за себя

ИП при уплате страхвзносов на ОПС за себя вправе на основании Федерального закона от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ заплатить платежи в пониженном размере. Величина фиксированных взносов на пенсионное страхование в 2020 г. составляет 20 318 руб., а до снижения был установлен размер 32 448 руб.

Предприниматели вправе воспользоваться такой льготой, если они входили в реестр СМП по состоянию на 1 марта 2020 г. и ведут бизнес в пострадавших от коронавируса отраслях. Фиксированные страхвзносы на ОПС в пониженном размере уплачиваются независимо от размера дохода, полученного предпринимателем.

Если ИП к 1 октября заплатил взносы полностью, т.е. 32 448 руб., он вправе подать в ИФНС заявление на возврат переплаченной суммы.

Размер страхвзносов на ОМС в 2020 г. остался неизменным - 8 426 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Корректировки по расчету и уплате авансов по налогу на прибыль

При заполнении расчетов за 9 мес. 2020 г. нужно помнить об изменении правил расчета авансовых платежей по налогу на прибыль. Согласно Федеральному закону от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ хозяйствующие субъекты, перечисляющие авансы ежемесячно, вправе перейти на уплату авансов на основании фактически полученной прибыли. Переход можно осуществить с отчетного периода 4 месяца, 5 месяцев и т.д. до окончания календарного года (п. 2.1 ст. 286 НК РФ).

 Для перехода налогоплательщик направляет в налоговую инспекцию уведомление, форма которого закреплена в Письме ФНС от 22.04.2020 г. № СД-4-3/6802@. Кроме того, переход на перечисление ежемесячных авансовых платежей на основании фактически полученной прибыли нужно закрепить в учетной политике.

Уведомление направляется в налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика в срок не позже 20-го числа месяца, в котором произошло окончание периода, начиная с которого хозяйствующий субъект переходит на другие правила перечисления авансов. При этом вновь вернуться к предыдущему порядку перечисления авансов разрешается только с 2021 г. (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Также необходимо обратить внимание на повышение лимита доходов, позволяющих налогоплательщику осуществить переход на уплату авансов по налогу на прибыль по результатам квартального периода. Согласно законодательству, компания может платить авансы ежеквартально, если ее доходы от реализации за 4 предшествующих квартала не больше 15 млн. руб. за каждый квартал или не больше 60 млн. руб. за год. В соответствии с поправками лимиты на 2020 г. изменены - 25 млн. руб. за каждый квартал или 100 млн. руб. за год.

1С-Отчетность

Электронная отчетность во все госорганы прямо из 1С

  • Бесплатно для пользователей 1С:ИТС ПРОФ
  • Встроен в 1С. Знакомый интерфейс и отчеты в 1 клик
  • Все госорганы без доплат. ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР, РПН, ФТС, Банк России
  • Выгрузки ЕГРЮЛ. Неограниченное кол-во официальных выписок

Расширение списка расходов по налогу на прибыль

Чиновники расширили перечень затрат, включаемых в расходы в целях исчисления налога на прибыль, и это изменение нужно учесть при формировании отчетности по налогу на прибыль за 9 мес. 2020 г. Список был изменен на основании Федерального закона от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В соответствии с принятыми поправками к расходам, связанным с производством и реализацией, можно относить затраты на приобретение СИЗ, тест-систем, медицинского оборудования даже в случаях, если эти затраты не являются профильными для налогоплательщика. Кроме того, к таким расходам относятся затраты на оплату услуг по проведению исследования на наличие у сотрудников коронавируса, а также иммунитета к нему.

Важно! В Постановлении Правительства от 21.05.2020 г. № 714 представлен перечень медицинских изделий, расходы на которые можно учитывать при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В перечень медицинского оборудования включили в том числе электронные термометры, аппараты ИВЛ, приборы для фильтрования воздуха и др.

Штрафные санкции в период коронавируса

Согласно Постановлению Правительства от 02.04.2020 г. № 409 назначение штрафов за налоговые нарушения, ответственность по которым предусмотрена ст. 126 НК РФ, временно приостановлено. Этот момент касается случаев, когда налогоплательщик не представляет в ИФНС сведения для проведения мероприятий по налоговому контролю.

Приостановка относится к ситуациям, совершенным в период с 1 марта по 30 июня 2020 г. Если производство по ним было начато, то налоговики его прекращали. Кроме того, до 30 июня 2020 г. налоговикам не разрешали принимать решения о блокировке расчетных счетов налогоплательщиков и операций по ним из-за несвоевременной сдачи отчетности.

Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ Правительство РФ наделено правом определять дополнительные основания, а также условия неприменения штрафных санкций при несдаче отчетности и иных документов в налоговую инспекцию. Также Правительство РФ во главе с М. Мишустиным должны до конца 2020 г. ввести в действие мораторий на начисление штрафных санкций в отношении субъектов СМП, который будет связан не только с будущими, но и текущими штрафами.

Важно! При определении базы по налогу на прибыль штрафы или пени в состав расходов не включаются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Субсидии для предпринимателей

Некоторым юрлицам и ИП была предоставлена финансовая поддержка в период распространения коронавирусной инфекции в виде субсидий из госбюджета. Такие выплаты являются безвозмездными и безвозвратными, и направить их нужно было на профилактику распространения заболевания и выплату зарплаты сотрудникам.

Субсидия выплачивалась на основании Постановления Правительства от 02.07.2020 г. № 976 и предоставлялась субъектам СМП, включенным в реестр по состоянию на 10 июня 2020 г. Кроме того, такие компании и ИП должны функционировать в отраслях, пострадавших от коронавируса и требующих проводить профилактику данного заболевания.

Важно! Перечень этих отраслей зафиксирован в Приложении № 3 к данному постановлению.

Право на получение субсидий имелось также и у социально ориентированных НКО, которые являются частыми образовательными учреждениями, оказывают социальные услуги и включены в реестр социально ориентированных НКО по состоянию на 1 июня 2020 г. Кроме того, государство оказало финансовую поддержку и представителям сферы туризма, которые являются субъектами СМП.

Величина субсидии из бюджета установлена как фиксированная сумма 15 000 руб. и 6 500 руб. на каждого сотрудника, который работал в компании в мае 2020 г. Если ИП не имеет наемных сотрудников, то размер субсидии для него - 15 000 руб.

Чтобы получить субсидию, нужно было подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление в срок с 15 июля по 15 августа 2020 г. На данный момент заявлять о праве получения субсидии поздно, поскольку действие этого госпрограммы чиновниками не продлено.

Что касается зарплатной субсидии за апрель и май 2020 г., для нее действовало Постановление Правительства от 24.04.2020 г. № 576. Ее размер рассчитывался как умножение МРОТ на количество сотрудников в марте 2020 г. Для ИП к этому произведению прибавлялась 1, что необходимо для получения субсидии предпринимателями без наемных работников.

Чтобы получить зарплатную субсидию, хозяйствующий субъект должен быть включенным в реестр СМП, а также не иметь задолженности по платежам в бюджет в общей сложности больше 3 000 руб. Кроме того, количество сотрудников должно быть не меньше 90% от числа сотрудников в марте 2020 г. или же уменьшено не больше чем на 1 человека по отношению к этому количеству.

Подать заявление нужно было до 2 июля 2020 г. Программа по зарплатной субсидии не продлена чиновниками.

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ, субсидию, полученную на зарплату сотрудников, не нужно включать в расчет базы по налогу на прибыль. Что касается расходов, осуществленных за счет полученной субсидии, их также не нужно учитывать при расчете базы по налогу на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Исключение субсидии и расходов по ней из налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль касается только зарплатной субсидии. В части субсидии на предупредительные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции данные положения не распространяются. Связано это с тем, что в Законе № 121-ФЗ имеются указания именно по зарплатной субсидии.

Что касается применения УСН, то при получении субсидии из федерального бюджета ее сумма, а также затраты не берутся во внимание при расчете упрощенного налога (ст. 346.15, 346.16 НК РФ).

По товарам и услугам, приобретенным за счет полученной субсидии, НДС можно принять к вычету в общеустановленном порядке.

Льготное кредитование для предпринимателей

Компаниям и индивидуальным предпринимателям была предоставлена программа льготного кредитования бизнеса. Ее цель сводилась к тому, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность своевременно выплачивать зарплату своим сотрудникам, а также уплачивать платежи в бюджет, которые как раз и находят отражение в отчетности за 9 мес. 2020 г.

Кредитование для восстановления и возобновления предпринимательской деятельности, пострадавшей из-за распространения коронавирусной инфекции, проводится в соответствии с Постановлением Правительства от 16.05.2020 г. № 696. Право на получение льготного кредита предоставляется хозяйствующим субъектам, которые ведут деятельность в отраслях, пострадавших от распространения коронавируса. Их перечень указан в Постановлении Правительства от 03.04.2020 г. № 434. Кроме того, льготное кредитование возможно и для тех хозяйствующих субъектов, которые ведут деятельность в отраслях, требующих поддержки, и их перечень также указан в Постановлении № 434.

Ставка по предоставляемым кредитам на возобновление или восстановление предпринимательской деятельности составляет 2%. Однако если организация к 1 марта 2021 г. сохранит 90% своего персонала, то и сам кредит, и проценты по нему ей возвращать не надо будет. Все затраты по кредиту и его первоначальную сумму возместит государство. В случае, если на 1 апреля 2021 г. хозяйствующий субъект сохранит 80% своих сотрудников, он будет погашать кредит по ставке 2%. При этом государство погасит половину первоначальной суммы кредита, а также проценты по нему.

Информацию по льготным кредитам не нужно отражать в отчетах за 9 мес. 2020 г. Связано это с тем, что такой кредит не учитывается при определении базы по налогу на прибыль (ст. 251, 270 НК РФ). Однако проценты, исчисленные по льготному кредиту по ставке 2%, нужно учитывать в качестве расходов - их нужно отнести к внереализационным расходам на дату их уплаты (ст. 272 НК РФ).

Внимание! В отчетности за 9 мес. 2020 г. не нужно указывать суммы, касающиеся процентов по льготным кредитам. Этот момент связан с тем, что, согласно условиям льготного кредитования, до 1 декабря 2020 г. не нужно производить платежи по льготному кредиту и процентам по нему.

Если хозяйствующий субъект не исполнит требования по предоставлению кредита на льготных условиях, он обязан возвратить первоначальную сумму кредита и заплатить проценты по нему. И такие затраты можно будет учесть в составе внереализационных расходов. Если субъект исполнит требование о сохранении количества сотрудников, кредит и проценты по нему спишутся банком, и у компании не будет расходов по процентам (ст. 251 НК РФ).

Остались вопросы или нужна помощь в сдаче отчётности? Закажите консультацию наших специалистов!


Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста