Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Костанай
Поиск

Основные финансовые показатели бизнеса

Время чтения: ~4 мин.

Актуальность проверена: 02 . 05 . 2024

Согласно статистическим данным, прогорают порядка 92% стартапов. Во избежание подобных сценариев владельцу компании нужно хорошо разбираться в финансовых вопросах. Он должен уметь контролировать основные бизнес-показатели и отслеживать эффективность решений. Благодаря этому удастся обеспечить своевременное выявление проблем и поддержку стабильного роста.

В каждой области экономики могут применяться собственные отраслевые показатели. Ниже мы опишем семь основных, универсальных показателей, которые одинаково важны для предприятий любой сферы деятельности.

Валовая прибыль

Этот показатель очень важен для определения состояния любой компании. Он рассчитывается по следующей формуле:

Валовая прибыль = Выручка — Себестоимость

Величина валовой прибыли непосредственно влияет на уровень рентабельности. С ростом этого показателя растет эффективность предприятия и размер чистой прибыли.

Для повышения эффективности контроля денежных средств предприятия целесообразно внедрить автоматизацию расчета валовой прибыли. Это можно организовать посредством применения автоматизированных систем управленческого учета. Их использование позволит отслеживать текущие значения валовой прибыли в любой момент, в режиме реального времени. Благодаря этому можно оптимизировать процесс принятия бизнес-решений и повысить их эффективность.

Установите программу Бит Финанс, которая даст набор удобных инструментов для анализа, возможность on-line оценки финансового состояния предприятия, минимизация рисков, гибкого механизма контроля и ведения управленческого учета. Спрашивайте у менеджеров Первого Бита.

EBITDA

Название этого важного показателя представляет собой аббревиатуру от Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, что в переводе на русский означает «Прибыль до вычета расходов по процентам, налогам и начисленной амортизации».

Фактически EBITDA иллюстрирует финансовые результаты основной работы предприятия. Показатель не учитывает факторы, которые не имеют отношения к операционной деятельности. Для его расчета применяется следующая формула:

EBITDA = Чистая прибыль (убыток) + Прочее + Текущий налог на прибыль + Проценты к уплате + Амортизация

На основе показателя можно определить кредитоспособность компании и принять решение о целесообразности запуска нового продукта. Хотя традиционная бухгалтерская отчетность не отображает значения EBITDA, продвинутые современные технологии управленческого учета обеспечивают его расчет в реальном времени.

Рентабельность

Этот показатель имеет важнейшее значение для оценки эффективности работы компании с учетом используемой ресурсной базы, объема денежных средств, сырья, кадрового потенциала, прочих материальных и нематериальных активов. Благодаря систематическому мониторингу показателя руководство компании может выявить слабые места, а также предпринять меры для оптимизации бизнеса.

Ряд систем управленческого учета обеспечивают отслеживание коэффициента рентабельности не только по компании в целом, но и по отдельным отделам, проектам, товарным позициями и пр. К примеру, расчет коэффициента рентабельности продаж (ROS) осуществляется таким образом:

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж / Выручка) × 100%

Операционная прибыль

Следующий показатель применяется для отражения прибыли от операционной (то есть основной) деятельности предприятия. Рассчитывается по следующей формуле:

Операционная прибыль = Выручка — Себестоимость — Коммерческие расходы — Управленческие расходы

Формула наглядно показывает, что операционная прибыль рассчитывается как доход предприятия без учета его платежей по налогам и различным обязательствам.

Отслеживание данного финансового показателя помогает собственнику принять верное решение о дальнейших путях развития компании. Так, уменьшение объемов операционной прибыли может сигнализировать о недостатке денежных средств и необходимости привлечения внешнего финансирования посредством кредитования либо инвестирования.

Чистая прибыль

Этот показатель отражает конечный финансовый результат работы компании. Чистая выручка представляет собой балансовую прибыль предприятия после выплаты всех налогов, процентов, амортизационных отчислений.

Если это оговорено уставными документами компании, чистая прибыль расходуется в том числе на выплату дивидентов. Если нет — она остается внутри организации, отображаясь в бухгалтерском балансе как «нераспределенная прибыль».

Важность чистой прибыли проявляется в том числе в пристальном внимании к показателю со стороны следующих групп:

  • держателей акций — от величины прибыли зависят размеры начисляемых дивидендов;
  • контрагентов — размер чистой прибыли демонстрирует платежеспособность предприятия и возможность своевременного расчета по обязательствам;
  • кредиторов — показатель определяет способность погашения обязательств и потенциал дальнейшего кредитования;
  • инвесторов — чистая прибыль влияет на принятие решений по дополнительному финансированию компании;
  • сотрудников предприятия — для них размеры чистой прибыли являются важнейшим показателям дальнейшего развития, роста, премирования и пр.

Точка безубыточности

Аналогично EBITDA, этот показатель не включается в бухгалтерские отчеты. Точка безубыточности представляет собой объем продаж, обеспечивающий нулевую прибыль компании. Иными словами, это минимальный размер дохода, который за вычетом налогов и процентов гарантирует отсутствие убытков. Благодаря применению показателя руководство компании может:

  • определять предельные минимальные цены единиц товара;
  • определить объем производства, позволяющий достичь рентабельности;
  • определять минимальные объемы продукции.

Для отслеживания точек безубыточности и мониторинга движения к ней применяются современные автоматизированные системы учета. Они позволяют своевременно скорректировать шаги, необходимые для исправления ситуации. Читайте как и для чего рассчитывать точку безубыточности?

Маржа и маржинальность

Нередко эти показатели смешивают между собой, что является ошибкой. Маржа отражает прибыль компании в денежном выражении (абсолютном), а маржинальность — в процентном (относительном). Показатели рассчитываются по следующим формулам:

Маржа = Выручка – Себестоимость;

Маржинальность = (Выручка – Себестоимость) / Выручка * 100%

Если компания занимается товарным бизнесом, для нее полезно отслеживать величины маржи и маржинальности отдельно по всем номенклатурам. Это позволит выявлять наиболее маржинальные товары и поможет принимать эффективные решения на базе фактических данных.

При использовании Excel расчет маржинальности по каждой позиции обуславливает задействование больших ресурсов. Применение современных систем управленческого учета обеспечивает автоматизацию процесса. При этом исключается непроизводительный человеческий труд и ошибки в расчетах.

Использование облачных сервисов обеспечивает контроль показателей не только по всей организации, но и по отдельным филиалам, контрагентам, подразделениям, проектам, видам или номенклатурным группам.

Заключение

Контролируя эти 7 показателей, владелец бизнеса может успешно отслеживать результаты деятельности, повысить эффективность управления финансами, упростить и оптимизировать процесс принятия решений. В конечном итоге все это вызовет рост прибыли и рентабельности. Для выполнения описанных задач целесообразно воспользоваться автоматизированными системами управленческого учета.

Автоматизируйте финансовый учет и контролируйте денежные потоки, согласовывайте платежи, планируйте, собирайте и анализируйте бюджеты в одной программе.

Звоните специалистам Первого Бита, чтобы подобрать оптимальное решение для управления финансами.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста